Однажды, в начале 1990-х годов, знатоки восточных единоборств устроили нечто вроде закрытого турнира. С ними связался неизвестный и предложил схватку по необычным правилам: он вызывает двадцать человек сразу, которые вольны применять против него любые приемы любого боевого искусства: каратэ, тайского бокса, кунг-фу… Заинтригованные мастера согласились. В назначенное время все собрались в тренировочном зале. Соперник не появлялся. Обладатели черных поясов уже саркастично посмеивались, как вдруг один из них неизвестно откуда получил болезненный удар и уставился на своего соседа. Через миг и второй дернулся, отшатнулся и принял боевую позу:
— Ты так? Ну, держись!
Сосед ответил в полный контакт. Секунды спустя все двадцать мастеров изощрялись друг против друга в бросках и ударах. Всеми будто овладело безумие: против каждого из них стоял тот самый наглец, бросивший им вызов.
— Мужики! Может, хватит? -прозвучал звонкий голос с края татами.
Бой прекратился… Все ошеломленно застыли: в нескольких метрах от них стоял, насмешливо улыбаясь, зачинщик. Он был не в кимоно, а в обычной городской одежде. На нем не было ни царапины, ни синяка.
— Не понял, — пробормотал один из профессионалов, заправляя под пояс выбившуюся куртку.
— Да все просто. Я двоих из вас стукнул маленько, вы и начали лупцевать друг друга…
— Друг друга? Я же дрался с тобой!
— И я, и я тоже, — подтвердили остальные девятнадцать.
— Да вы просто не меня видели. Мои копии. Глаза я вам отвел. А сразиться с вами я и в «физике» могу хоть сейчас. Я ведь — спасовец. Характерник… Слыхали?
Современные историки убеждают нас, что казаки — — всего лишь потомки крестьян, не вынесших гнета помещиков и бежавших на Дон, на Волгу, в предгорья Кавказа, в причерноморские степи, на днепровскую Хортицу. В этом есть правда, но сильно урезанная и очень многого не объясняющая. Но если мы возьмем трехтомник историка Б.П.Савельева «Древняя история казачества», чудом сохранившийся и переизданный в Ростове-на-Дону: большевики изъяли и уничтожили весь тираж, кроме одного экземпляра! — то откроем кладезь любопытнейших фактов.
Под именем джанийцев и пятигорских черкасов казаки жили в устьях Дона, Кубани, Днепра и Днестра еще в двенадцатом веке до нашей эры, представляя собой оригинальную славянскую ветвь, субэтнос, говоривший на одном из южных диалектов русского языка. Джанийцы ходили на 30 кораблях на подмогу легендарной арийской Трое, осаждаемой ахейцами-греками, воевали в войсках Александра Македонского против персов Дария. Когда огромная персидская армия шла в наступление на македонские фаланги, пятерки неведомых воинов прорубались через плотную стену ее колонн насквозь, разворачивали коней, прорубались обратно и пропадали в степи. Опытные, полные сил персидские воители нередко сходили с ума, ничего не в силах понять и поделать. Во время затишья между боями персам было не легче: характер-ники, владея внушением и заговорами, преспокойно умыкали часовых и даже военачальников прямо из их шатров и растворялись средь чистого поля.
Джанийцы так маскировались на исходных позициях вражеской конницы, что когда персы строились в ряды для атаки, характерники вскакивали и, согнувшись, бежали под брюхами лошадей с шашками-бритвами, прижатыми тупой стороной к спине. Сзади них валились наземь эскадроны. Так что Македония побеждала в войнах не одним «божественным» происхождением Александра… Во время нашествия Чингисхана на южную Русь два его передовых тумена (20 тысяч бойцов) встретились в междуречье Дона и Волги с неведомыми воинами, легко уклонявшимися от летящих стрел и даже ловившими их у своей груди! Они дрались двумя мечами, стоя на конях, они уходили от любых ударов и не боялись смерти. В сражениях не раз случалось, что монголы внезапно впадали в безумие и принимались биться друг с другом. От двух туменов не осталось в живых никого. Нескольких казаков монголам удалось захватить живыми, и они увели их с собой на Восток.
Русы-джанийцы оставили после себя грамоты-дощечки записей своих знаний, на базе которых избранные ученики из числа аборигенов создали свои боевые стили, основанные на использовании потоков внутренней энергии человека -Здравы, или, по-восточному, Ци. Есть поверье, что одного из учеников русов звали Бодхидхарма, который был бродячим индусским философом, пришедшим в Китай. Он известен как основатель у-шу. Так были заложены основы кунгфу, обычного и астрального каратэ, искусства невидимых воинов и шпионов ниндзюцу. Недавно современные характерники безо всяких виз побывали в Китае и вернули бесценные рукописи из засекреченных монастырей на родную землю.
Современное донское казачество сформировалось, когда со славяно-черкасской ветвью джанийцев слились новгородцы, бежавшие из растерзанного Иваном Грозным Новгорода Великого, одного из главнейших центров ведического сопротивления власти Москвы и господствующей Церкви. Новгородцы, ведшие свою родословную от ариев Гипербореи, были также весьма ис-кушенны в духовных практиках, а их силовые комплексы «Кулак Перуна», «Буза» и «Скобарь» не уступали южным стилям джаний-цев. Из совместных познаний и родилось великое искусство боя, выживания и целительства: Казачий Спас. Это им владеют супер-мены-характерники. Основа Спаса — Слово-Заговор, молитва и секретное обучение, символ — Воз (Большая Медведица), сохранившийся на гербе и печати запорожских казаков, а главное — неприятие как жречества, так и священства, то есть посредников. Характерник общается с Высшими Силами напрямик, владея «ману» — медитациями.
Есть легенда, что А.В.Суворов, чьи предки были новгородцами, в своем очень хвором детстве был исцелен доками-харак-терниками и впоследствии изучил некоторые их практики. В любом случае, хорошо известно, что перед сражением великий полководец молился прямо на поле перед войсками и после этого неизменно побеждал. По некоторым сведениям, спа-совцами-характерниками были: Герой Кавказской войны, донской казак генерал Бакланов, в которого, даже в неподвижного, не смог попасть ни один чеченский стрелок.
Горцы были настолько заворожены «Баклю», что даже радовались, когда он одолевал их в схватках. Красный комдив Василий Иванович Чапаев, который под огнем пулеметов мог отплясывать казачка и уклоняться от летящих в него пуль. Как утверждали, вместо обычной шашки у него был странный восточный клинок: наведя его на солнце под определенным углом, «Чапай» видел все, что хотел, и на любом расстоянии, например, Ленина в Кремле. 25-летний белогвардейский полковник Васищев, в 1920 году с 54 казаками взявший в плен корпус Красной Армии и отпустивший обезоруженных пленных на волю; на людном плацу освобожденной станицы Наурской он соскочил с коня, расстегнул пояс и встряхнул одежду: пули горохом посыпались к его ногам!
Барон Роман Унгерн-Штерн-берг, воевавший за русско-алтай-ско-тибетскую державу под правлением Шамбалы и Беловодья, с атаманом Семеновым и одним адъютантом на забайкальской станции Маньчжурия разоружал эшелоны с красногвардейцами: он просто приказывал сдать оружие, и красные, как под гипнозом, выкладывали на платформу винтовки и пулеметы. Среди тувинцев живуча легенда, что расстрелян был не сам барон, а его двойник-доброволец. В повести Юрия Домбровско-го «Хранитель древностей» ветеран Гражданской войны вспоминает, как во время боев с казаками-повстанцами была взята в плен знаменитая атаманша Маруся. Трибунал приговорил ее к расстрелу, но никто из сознательных бойцов не решался вести казачку с репутацией колдуньи к месту казни. Рассказчик, командир части, набрался смелости и Мару-сю повел. В степи, уже почти на месте, атаманша одним движением освободила крепко связанные руки, а затем попыталась ввести рассказчика в транс, обезоружить и убить. Красный командир сумел не поддаться чарам и застрелил казачку, видел, как ее хоронили, а затем трое суток блуждал по степи в непонятном полуобморочном состоянии. Когда он вернулся в свою часть, ему подали подброшенное кем-то письмо. «Плохо вы меня расстреляли, — говорилось в нем, — все равно живехонькая. Твоя Маруська». по всему, атаманша владела элементами Спаса, включавшего в себя связывающие чары и чары-мороки, а также оборотничество.
Доныне сохранились отдельные реликты древних боевых технологий, связанных с использованием «второго зрения», — методы нанесения ударов «свечением» и использования в бою астральных двойников: эту технику я упомянул в самом начале.
Оборотничество, декларировавшее умение перевоплощаться в зверей и птиц, судя по всему, пришло на юг с новгородцами — язычниками, посвященными в северные культы Ulfhednar (люди-волки) и Berserkes (люди-медведи), более известные как берсерки викингов, с которыми у новгородцев было кровное родство. Известно упражнение, используемое посвященными воинами этих культов для демонстрации своих способностей. Обнаженный воин садился в снег и открывал в себе канал внутренней энергии Здрава (в санскритской традиции — Прана) . Его тело так разогревалось, что снег таял вок руг него, и он не ощущал холода. В Тибете до сих пор практикуется схожее упражнение, когда монахи сушат на морозе мокрые простыни, нагишом завернувшись в них. Посвящение в культ людей-зверей содержало две основные части, первая из которых развивала умение приводить себя в состояние боевого транса, позволяющего видеть действия противника в замедленном режиме и легко уклоняться от ударов, стрел и мечей, а также чувствовать направление полета «своей» стрелы или пули (в этот момент у спасовца холодеет затылок). Оборотничество по своей природе двойственно: в одних случаях действительно имеет место необыкновенно мощное общение с тотемом человека, его символом в животном мире, в таком случае сознание человека может переместиться в птицу или зверя, подчинив животное своей воле. Либо боевой маг внушал противникам, что они видят волка или медведя. Не так давно японские исследователи предложили русскому характернику несколько миллионов долларов только за то, чтобы он позволил снять видеокамерой свою работу, — безуспешно! Древние секреты не имеют цены…
Мой далекий предок обернулся
волком,
И не стало равных ему…
Одинок и волен, в волчьей
шкуре воин
Рассекает вечную тьму.
Если бьют тревогу над
Великой Русью,
Чтобы мы не подвели,
Чтобы мы с тобою пяди
не отдали —
Он вырастает от земли…
(Николай Емелин)
Казачий Спас
На протяжении многих веков в каждой этнокультуре создавались целостные системы боевых искусств, методики оздоровления человека, в том числе лечение травм, ранений, болезней. По-другому и быть не могло, так как в противном случае любое традиционное общество не смогло бы поддерживать свою жизнедеятельность.
В структуре самого воинского сословия особую группу, можно сказать касту, составляли витязи-характерники. Характерники – это те, кто избавлен от смерти Харой. Хара или Лада по представлению наших предков это, – Любовь. Она является частью Бога, исходящей от него любовью, яко лучи света, исходящие от солнца и согревающее все живое. Лада мыслилась как единство порядка и любви. Отсюда и такие слова как поладить и уладить, то есть привести к гармонии, согласию и миру. Лад понимался и как красота, отсюда слово ладный. Небезынтересно происхождение слова харовод. Харо-вод понимался как танец Любви движения к гармонии и т.д.
В среде воинов-профессионалов испокон веков хранилось и передавалось из поколения в поколение особая система воинской подготовки, основанная на ведических традициях и дошедшая до нас под названием Казачий Спас. Спас имеет очень древние корни, идущие от легендарных скифов, сарматов, антов, киммерийцев, роксолан, считающихся ветвями арийского народа. Постепенно мигрирующего с территории Арктиды в регионы Уральской, Среднерусской и Валдайской возвышенностей, Средиземноморья, Кавказа, Алтая, малой и юго-восточной Азии. Все эти племена напрямую связаны с русским народом.
Такие серьезные исследователи истории Е.И.Классен, М.А.Максимович, знаменитый историк Татищев, классик энциклопедист М.В.Ломоносов, многие другие историки, опираясь на письменные свидетельства и археологические данные, провели серьезный анализ славянского этногенеза. Они доказали, что племена, которых греческие и римские историки именовали скифами, сарматами, венетами, этрусками, пеласгами, антами, роксоланами и многими иными другими прозвищами, были славянами, и на всей громадной территории, где были распространены эти народы, потомки легендарных Ариев, существовала ведическая доктрина.
В древнерусском языке слово «Ар» обозначало земля. То есть большая группа племен родственных по языку и культуре. Славяне – это не нация, а способ видеть мир, образ жизни. Славянин – это дословно, славящий Ян, т.е. отчий аспект всевышнего и Инь – его материнский аспект. Наши предки славили также и мир Прави, отсюда и происходит слово православные. Эти слова требовались, чтобы отличить себе подобных от иноплеменников. Арийцы пятнадцатью народами распространились по всему северному полушарию, охватив его ведическими знанием мироустройства, как целостной системы осознания себя человеком в пространстве.
Традиция считала, что когда ребенок рождается, его душа разлита по всему телу осознанием, поэтому понимать окружающий мир одинаково глубоко он мог любой частью своего тела. Это состояние пролитой души в телесность называлась Капь (отсюда слово капище). Капь является одним из принципиальных условий видения в Казачьем Спасе во всех его ипостасях. С возрастом наше восприятие обрастает образами -очевидностями, настолько тяжелыми и множественными, что они вытесняют душу с телесности, и она начинает искать выход и постепенно ей не остается места в нашем теле.
Человек по своей природе склонен действовать по велению души, но этот мир начинает корежить Души и душевность действий подменяется действием в личинах-апачинах (харях), потому что так удобнее. Ребенок, попадая в ясли, сад, школу, институт – получает навыки приспособления своего сосуществования в различных Апачинах. Так удобнее в этом мире, но будущий человек по мере прогрессирования обустройства в социальной среде теряет целый мир-сказку, построению которого его должно было учить все окружающее пространство, включая все социальные институты и семью в первую очередь.
Как же традиция видела процесс построения собственного мира маленького человека? Считалось, что любая традиция, в которой воспитывался человек – сохраняется языком, на котором говоришь ты сам, говорили твои отец, мать, дед, бабушка, – твои предки. Поэтому изучение этимологии русского праязыка было очень важно так как он единственный из языков, держащий основу явленного (видимого) мира. Кроме того, звучание того или иного термина на русском языке связывало на генном уровне в нашем теле с тем или иным потоком Лаги (ла – душа, га – направление) или энергии.
Поэтому хорошие китайские мастера цигун и боевых исскуств никогда не будут учить хорошо русский язык .Так как вместе с приобретением правильного звучания русских слов и понимания их смысла , китаец начнет терять собственное звучание слов -образов ,держащих опоры его собственного мира , где он является мастером.
«Вхожденеие в образ» (вообразиться – русское слово) – будет определять глубину и плотность потока Лаги , а также возможность сознания манипулировать этим потоком с той целью которую перед собой поставил человек.
Раскрытие каждого русского слова веерное , т.е. каждый слог и буква русского праязыка имели свой смысл , и увязывались общим смыслом в рамках произношения слова.
Например Слово государство :го -высший ,суд-суд , ар-ариев , с-словом, т -твердым ,во-ваяющим.
Способность видеть в большом малое, и отдавать должное видению малого в большом
определяло и опоры мировосприятия у славян . А это замечательное видение , позволяло Русскому народу ,будучи достаточно небольшим по количеству , держать самые большие территории в мире. Видение многомерности Мира, которое всегда очень ценилось в Казачьем Спасе развивалось также и осознанным произношением слов-образов нашего родного русского языка.
Надо сказать что Видение не являлось целью традиции, это был своеобразный знак правильности направления, поэтому существовали и другие методы, позволяющие укрепиться человеку на его пути в самопознании. Большое значение уделялось очищению сознания до состояния Капи, этому помогали загадки, которые загадывались детям в темное время суток, что позволяло сознанию погружаться в состояние абсурда (традиционное название загадки). Это состояние достигалось тем, что ребенок хочет ответить на загадку, а не может.
Чем дольше ребенок разгадывал загадку тем, глубже перестраивалось его мировоззрение,
а также ребенок учился многомерному видению явленного мира, что отражалось в его способности выбираться из так называемых ям сознания (в которых как-бы «застряли» психически неполноценные люди). В традиции считали, что вечернее время (когда солнце уже село) наиболее безопасное для разгадывания загадок, поскольку неправильно разгаданная загадка при свете дня могла негативно повлиять на мироустройство будущего человека.
При разгадывании загадок ребенок «варил» свое сознание, отбрасывая все лишнее и наносное, выстраивая новые связи между образами-опорами в своем внутреннем мире.
Традиция Казачьего Спаса условно делилась на три основные ветви Ликовальный (оздоровительный), Обережный (мироустроенческий) и Бойцовый. Почему условно? А потому, что совершенно замечательной чертой Спаса являлось тесное сплетение этих трех направлений, перетекающих друг в друга. Например сакральная суть упражнения Веретено это собирание и уплотнение своего собственного мира и как следствие управление им (Обережный Спас).
Это же упражнение выполняемое по часовой стрелке в первой половине дня способно существенно понизить артериальное давление и наоборот. Кроме того веретено в Бойцовом Спасе помогает снять опоры в ближнем бою у противника, а также сводит к минимуму поражение брюшной полости коротким режущим оружием в горизонтальной плоскости.
Почему же традиция пережила тысячелетия и продолжает существовать до сих пор? Исторически складывалось так, что славяне расселялись на огромных территориях нашей прекрасной Земли, и для того чтобы нашим предкам сохранить свою этнокультуру (язык, традиции, мировоззрение) необходимо было получить соответствующее образование ,т.е обрез мира, позволяющее быстро переходить от мироустроенческих аспектов обережья к оздоровительным и бойцовым граням этой замечательной традиции .Эту возможность славянин (славящий Ян и Инь) получал осознанно проживая каждые сутки («суть тки»). Только человеку ткущему свою суть ежедневно, традиция открывалась в полной мере. Славяне получали образ видения Мира, в котором они являлись одновременно воинами, духовными пастырями, и лекарями, для себя и своих близких.
Интереснейшую часть Казачьего Спаса составляло Обережье или Мироустроение. Счита-
лось, что без мироустройства воспитание подрастающего поколения, а также любое дело на земле, невозможно. Обрести свой мир, где горит Огонь твоей Души и являет себя в том деле, которое ты выбрал делом своей жизни – основная задача Спаса. Сегодняшний мир практически каждого человека (целовеце – «целый» – тюркск. язык) растащили «походами» в чужие миры – телевидение, интернет, газеты и т.д.Принцип примерно таков: Вам не интересно жить в собственном Мире? Мы дадим Вам пищу для вашего внимания в обмен на процесс осознания Вами себя как души с совершенно конкретной Скумой (задачей).
И Вы забудете кто вы, откуда, куда и зачем пришли.
Каким же образом возвращали осознавание Души в телесность. В это трудно поверить
но это были… Игры. Да, именно Детские Игры несли в себе глубинный механизм запуска движения Души и как следствие вели к проливанию ее качеств в тело. Я расскажу о некоторых из них. Первая Игра носила название Потибонька («Щипки»). Играющего ставили в центр круга из 4-5 человек так, чтобы до человека можно было дотянуться рукой и сделать щипок стоящему в центре. Причем щипки делались на всем пространстве тела от макушки до кончиков пальцев ног. Невинная детская забава, которая на самом деле воздействовала на три направления традиции Спаса: Обережный, Ликовальный, и Бойцовый.
Не для кого не секрет, что человек проживая в социуме, ежедневно сталкивается с решением тех или иных проблем возникающих в течении дня .Способность решать эти задачи (стекать с «плотностей – щипков») позволяет человеку уживаться в социуме. Испытуемый, чувствуя приближение щипков с разных сторон, вынужден возвращать осознание в то место телесности, где происходит щипок.
Если осознание не вернулось, то щипок с захватом кожи укажет на то место, где Душа своим осознанием в теле не присутствует. Это будущее место поражения в бою (Бойцовый Спас), а также место будущего «прикоса» Боли (болезни) на теле человека (Ликовальный Спас), ещё это место указывало на определенную кривизну мироустройства во внутреннем Мире человека (Обережье). В традиции подходили к телу как к небесной модели Вселенной.
В область «Яра» (солнечное сплетение), которая считалась «воротами междумирья», спроецированными на тело человека, помещали Солнце, вокруг которого на теле находилось 27 чертогов («тридевять земель» сказочные) различных славянских божеств. Поэтому совершая щипок в область того или иного чертога, сподручники испытуемого возвращали осознание Души в чертог, и таким образом оживляли присутствие божества в нем. Так возвращалось осознание Души в телесность. Тель начинала «звенеть», в него входило первое качество Души Искренность – Позволение.
Следующей задачей в Традиции ставилось Движение Души внутри и снаружи телесности.
Играющий с ростом своего первого замечательного качества Искренности-Позволения мог себе позволить закрыть глаза во время Игры, а также уменьшить амплитуду стекания с щипков. Внутреннее движение как бы замыкалось в контуре тела и начинало «бурлить» в Яру. На этом уровне Игры нарабатывалось видение окружающего пространства Живой (один из триглава Души) и ведение тела Живой. Вопрос играющему ставился такой:
«Не что ты видишь? А какой частью себя ты видишь?» Жива в составе человека являлась как раз той силой, которая была ответственна за сохранение тела человека до выполнения его Скумы (жизненной задачи) на Земле. Видение Живы водило человека…(принцип: «только этот ключ – только для этого замка.»)
Расшифровка слов: «Славянин», «Капь», «Государство» – дано по книге И.Вышина «Родная речь».
Всем знакомо выражение: «Отдал Богу Душу». Но не многие задаются вопросом о том, в какой мере Душа еще при жизни физического тела способна проливаться в телесность? Как же воспитанниками традиции отслеживалось это замечательное действо? А очень просто. Считалось, что если у человека появляется внутренняя радость, легкость, чувство парения, то движение Души началось. А этому способствовала этому процессу быть равномерным по всей поверхности тела, игра Потибонька. Все игры на возвращение осознавания Души в телесность относили к своду Перуна (первоэлемент Огонь).
Надо сказать, что Играть («Грать», «Гарать» га-дорога, ра-свет, т-твердая, ь-Богом данная, т.е. «Твердая дорога к свету Богом данная») на Руси любили все, и в любом возрасте. Игра в своей основе не была состязательной, дети и взрослые играли ради самой среды Игры («изливание среды» перед движением тела – одна из тайн понимания Игры), и для ощущения движения Души в этой среде. Играть возможно только с полным присутствием всего себя в происходящем, т. е. в «Ягах» (Яга – «я – дорога»). Частичное же присутствие называлось «Нетя» («нет-Я»), играть в этом состоянии невозможно. Таким образом, Игра «собирала» человека.
Еще одна замечательная традиционная игра «Барин и Слуга». Создается Обережный круг из 12-15 человек. Внутри круга находятся двое человек с завязанными глазами, которых раскручивают вокруг собственной оси и говорят: «Барин, ищи Слугу». Барин обязан был искать слугу в обережном кругу, постоянно задавая ему вопросы, а слуга обязан был незамедлительно на них отвечать, при этом не давая себя поймать. В этой игре решались
сразу несколько задач:
1) необходимость постоянно задавать вопросы и отвечать на них снимала постепенно у «барина» и «слуги» концентрацию на телесности и человек начинал видеть пространство в виде плотностей и пустот,что соответствовало Видению Души в традиции;
2) играющие менялись ролями и это тоже несло определенный смысл, т.к.Человек из одного образа («обреза мира») переходил в другой – нарабатывались полярные качества;
3) в Обережье создание круга людей, стоящих вокруг играющих символизировало малое мироустроение, т.е. возможность творить миры, чувствуя их границы. Человека учили жить не телом, а душой, уважая границы миров окружающих и находя точки соприкосновения осей этих миров для взаимодействия.
Вариантом этой Игры было запирание двух людей в доме с завязанными глазами. В течение двух-трех суток эти люди пытались делать все домашние дела, не выходя из
дома. Сначала было непривычно, но постепенно человек начинал видеть пространство в виде плотностей и пустот, и мог позволить себе увидеть суть многих процессов происходящих в его жизни.
Если у человека была депрессия, ощущение бессмысленности существования, то ему давалась психоподготовка в виде игры, таким образом, плотности в сознании и в теле, разряжались. Эти плотности накапливаются как загрязнения в любой среде и вытесняют Душу, поэтому своевременно выводить их и проявлять душевность помогала игра. В бойцовом Спасе считалось, что начинать надо с игры, чтобы готовящаяся к жизни Молодь не «коснилась и не оглывала» (т.е. не становилась жёсткой и бесчувственной). Человек проходя по Миру, прячется за личины – апачины, которые защищают его от мира, и они же отбирают возможность пролить душу в телесность. Кроме того, человек перестаёт видеть наличие чужеродного в своем сознании и теле.
Игры позволяли отладить и социальное мироустройство, которое завязывалось на сохранении чистоты сознания людей в семье, Роду, деревне или станице. Во время народных игр выявлялись так называемые «зверьки» или чужеродные включения в сознании. Человек войдя в состояние азарта мог вытащить образ поведения не свойственный его Душе: «зверьки» победителя, жестокости, косности, и так далее. Т.е.
те действия, которые происходили не по велению Души, неосознанно. Давая выход этим
образованиям, человек их «обнародовал», давая им «Имя» и показывая их окружающим
(современная работа психоаналитиков). Проговаривая в вырытую землю все, что чувствовал человек во время действия этих зверьков и затем засыпая все это землей, он правил свое сознание. Если же человек не замечал этого в своем поведении, то ему указывали на это старики, которые любили смотреть за играми молодых, заботясь о формировании будущего человека и сохранения семьи, Рода, деревни. Зачем «Зверьки» в семье, Роду, деревне?
В Традиции Казачьего Спаса существовали различные состояния сознания в которых мог находиться человек: Мышление, Разум, Стих, Спас.
Игра подводила мышление человека к состоянию чистого Разума, поскольку она выявляла, высушивала все страсти и желания, т.е. тот налет который наложило на него общество. Человеку Традиции необходимо было различать страсти, желания и влечения.
Влечения в отличие от страстей и желаний связаны с вашей жизненной задачей Скумой (кумекать-размышлять).
Игра была еще и средством высвобождения скрытых желаний, хранящихся в сознании в запечатанном виде и имеющими свойство управлять человеком. Поэтому желания, будучи выпущенными на свободу из конструкций являющихся личинами (Харями, Апачинами), в конечном итоге реализуются через игру. Играя, дети начинают видеть суть любого процесса Жизни, в котором они участвуют. На Руси Богатырские Игрища позволяли восстановить связь между человеком и его Родной землей, человеком и Небесами.
Если видение движения Души восстанавливалось, то в Традиции ставилась следующая задача: «Изливание среды». Это состояние, я думаю, знакомо всем: когда «границы миров» стираются на какое- то время и сознание также как и телесность всех играющих осознается как единое целое. Весь «сложенный» состав человека собирался воедино. Создавалось настроение (нас трое: Дух, Душа, Тело). Среда изливалась из Яра который считался «воротами междумирья»между мирами Яви, Нави, и Прави. Изливание среды позволяло не дробить обучение на составляющие. Любое разделение в сознании происходило в силу немощи Разума человека. Поэтому всегда существовало целостное и мозаичное восприятие.
В мозаичном восприятии человек может обладать замечательными знаниями о мире, но, к сожалению, не связанными друг с другом. Человек («Целовеце» – целый) переставал существовать… Целостное восприятие вело к искренности, или Огню Души – «Знаги».
Душа являет собой огненную природу, и ее сложно спрятать за многие-многие личины, которые в традиции назывались Атола (грубая шерстяная рубашка). Если Атола скинута с Души, проявляется искренность, Душа начинает проливаться в тело и человек смотрит глазами Души на мир, а там, глядишь и Чудеса пошли в Жизни.
Как уже было сказано, суть любой игры в Казачьем Спасе заключалось в проливании свойств Души в телесность. Вот некоторые из них: Искренность, Позволение («Прими себя…»), Упругость-Жгон, Смоление, Пустение – позволяли человеку Традиции постепенно сформировать новый Разум и возможность видеть Мир. Видению в Традиции уделялось очень много внимания, так как это переводило человека в категорию Хозяев собственного мира (одна из «струй» Разума в Традиции), строить который предстояло каждому. Казаки – характерники являли собой эту замечательную касту людей.
Этимология слова Характер означает: «Ха -положительное начало, Ра-свет, К-концентрация, Т-твердый, Ер-сила. Все вместе: «Светлое положительное начало твердо концентрированное в Силе».
Обмен ощущениями после игр был очень важен, т.к. в эти моменты шли основные процессы построения мира играющих. Восток считался престолом Божьим, поэтому все ликовальные (оздоровительные) практики выполнялись лицом на Восток. Восток («во-восстанавливающий, с-силы, ток-ток). Направление было связано с особенностями формирования Мироустройства.
Возродить Культуру можно только возродившись душой. Сила в Традиции никогда не оценивалась напряжением мышц, правил Силой в традиции тот, кто Видел.
Наше существование – это постоянное течение тока жизни, и этот ток надо Видеть, в традиционных играх есть такая возможность.
Вадим Терещенко.
КОШЕВОЙ АТАМАН
У каждого народа были личности, которые народная молва наделяла сверхъестественными способностями. Такой фигурой у запорожских казаков был Иван Сирко, который восемь раз избирался кошевым атаманом Войска Запорожского. Его полководческий талант снискал ему легендарную славу. Сирко провел более пятидесяти походов против Османской империи и Крымского ханства, и ни разу не потерпел поражения, выходя победителем из самых тяжелых ситуаций. Даже не очень звучная фамилия («сирками» на Украине обычно называли собак) интерпретировалась как богоданная. Сирко, по словам одного хрониста, был поставлен Богом, как пес на страже христианских овечек, чтоб защитить их от волчьих зубов татар и турок.
Кстати легендарной популярности атамана способствовали и сами враги. Свое поражение они объясняли не чем иным, как чарами запорожского ватага. Даже детей пугали его именем, называя «урусшайтаном» — русским чертом. Даже после смерти полководца его еще долго боялись ляхи и бусурманы. В преданиях рассказывается о том, что казаки во время боя вместо флага выставляли вперед правую руку кошевого: где рука, там и удача. Историк Мышецкий, который был у сечевиков и наблюдал за их нравами, так писал об этом: «Славный был атаман. Уже и по смерти оного по морю запорожцы хаживали, понеже был славен и турки его весьма боялись. Когда на войну и с мертвым езжали, то всегда им счастье было».
Много в народе и других подобных историй о славном атамане. Говорят, у Сирка на кресте была надпись: «Кто будет семь лет перед Пасхой выносить по три заполы земли на мою могилу, тот будет иметь такую силу, как я, и будет знать столько, сколько и я». У одного из этнографов прошлого в дневниках встречаем такую запись об этом: «Покойный дед Михайло Нелипа рассказывал, что как носил землю перед Пасхой, то ему в первый раз сначала показалось, что будто гудит что-то; во второй — что собралось столько войска запорожского, что аж земля стонет, в третий — что барабаны бьют, из пушек палят, казацкие шапки краснеют, как маки… Он испугался, бросил носить и отправился домой…»
КАЗАКИ-ПОДВОДНИКИ
О них в истории немало и легендарных, и летописных, и конкретных хроникальных сведений. Вспоминали, например, о казаках, что, скрываясь от неприятеля, ныряли в воду и замирали на дне, дыша через длинную тростину. В одной запорожской легенде рассказывалось о сечевике, который влез в обычное ведро и плыл в нем под водой несколько верст. Ходили также слухи об отчаянных запорожцах , которые неожиданно исчезали под водой чуть ли не на целый день. Любопытные ныряли за ними и обнаруживали, что их товарищи похрапывали себе спокойно под пузырем в холодке возле коряги, так как на поверхности им, видите ли, было очень жарко.
«Казак с водою как рыбак с удою», — говорили в старину. И цитировали надпись на одной старинной картине, на которой был изображен казацкий удалец: «Откуда я родом взялся на свете? Всякий из вас хочет знать приметы. Женщин в Сечи немае, всякий то добре знае. Разве скажеш — из рыбы родом или из пугача дед мой плодом?» О том, что казаки очень быстро находили общий язык с рыбами и другими подводными обитателями, говорит и такой случай, описанный Д. И. Яворницким в «Истории запорожских казаков»: «Поймав маленькую выдру, запорожец приручал ее до того, что она, подобно кошке, ложилась у его ног и даже спала вместе с ним под одежею, которою прикрывался казак; вырастив такую выдру, запорожец употреблял ее для рыбной ловли: она входила в воду, добывала там рыбу и возвращалась в ставку к своему хозяину, продолжая делать это несколько раз».
Молчаливые рыбы или шустрые выдры были родоначальниками запорожцев, трудно сказать, несомненно одно: речные и морские глубины были родными для казаков. Есть сведения (разной степени достоверности, конечно), что казаки имели свой подводный флот. Французский историк Монжери писал в 1827 году: «По крайней мере, нет сомнения, что такого рода суда (подводные) были употребляемы в Европе в XIII веке. Украинцы часто избегали преследования турецких галер с помощью больших подводных лодок». Монжери при этом сылался на записи французского философа Фурнье, побывавшего в конце XVI века в Константинополе. Наблюдательный философ свидетельствовал: «Здесь мне рассказывали совершенно необыкновенные истории о нападении северных славян на турецкие города и крепости — они являлись неожиданно, они подымались прямо со дна моря и повергали в ужас береговых жителей и воинов. Мне и раньше рассказывали, будто славянские воины переплывают море под водой, но я посчитал рассказы выдумкой. А теперь я лично говорил с теми людьми, которые были свидетелями подводных набегов славян на турецкие берега». Комментируя эти и другие высказывания и хроникальные записи разных времен, Монжери утверждал: «Запорожские казаки пользовались гребными судами, способными погружаться под воду, покрывать в погруженном состоянии большие расстояния, а затем уходить в обратный путь под парусами».
«Казачий спас» — наука, которой казаки владели издавна. Ну а те, кто изучил её в совершенстве, назывались «Характерниками». «Харктерники» общались с Богом без посредников, ведь основой их таинственной науки была молитва и заговор. Сохранились даже слова этой молитвы: «Облачусь пеленой Христа, кожа моя — панцирь железный, кровь — руда крепкая, кость — меч булатный. Быстрее стрелы, зорче сокола. Броня на меня. Господь во мне. Аминь». Её повторяли каждый раз, когда предстояла нешуточная битва.
Но никакие заговоры не помогут воину, если он не знает, как обращаться с оружием. А уж казаки владели оружием в совершенстве: к примеру, казаки одним ударом рассекали человеческое тело на две части. Верховую езду тоже можно по праву назвать оружием казаков: они могли перепрыгнуть через мчавшуюся на полном скаку лошадь, переползать у неё под брюхом, или скакать стоя на голове. Все эти умения оттачивались не только на учениях, но и на многочисленных воинских соревнованиях.
С самого детства казака готовили к подвигам. Ребёнка старались крестить как можно скорее после рождения, а после, целый год мать каждый день купала его, нашёптывая разные наговоры: на удачу, на здоровье… Не забывали и про обереги: от пуль, от меча, от стрел, от видимых и невидимых врагов.
Когда же у мальчика прорезался первый зубик, родители заказывали в церкви молебен Иоанну-воину. А, вернувшись из церкви, отец проделывал такой ритуал: сажал ребёнка на коня и смотрел. Схватится малыш за гриву – верный знак, что из него вырастет настоящий «характерник». Если же заплачет, упадёт – это значит, что смерть уготовила ему судьба: быть ему убитым. Ведь главный враг казака – страх. Испугаешься – погибнешь.
Но это не значит, что казак, очертя голову, бросался в драку. Изучались ими военные науки о том, как лучше бой вести. А главное для казака было – беречь жизнь своего друга. Для «характерника» не было ничего более святого, чем узы товарищества. Разбиваясь на пятёрки, они отвечали за своих товарищей по оружию.
Не секрет, что «характерники» знали о медитации, а врагов могли так загипнотизировать, что те набрасывались друг на друга. «Характерники» знали, какая пуля летит мимо, а какая – прямо в них, от этих «своих» пуль они с лёгкостью уклонялись, чувствуя их.
Узы брака для казака – это святое, но вот влюбляться – ни-ни. Считалось, что как только «характерник» влюбляется, он теряет энергию, «голову теряет» и, увы, не только в переносном смысле.
Со временем казачество растеряло свои особые знания: жизнь становилась спокойнее, искусство земледелия уже было важнее воинского. Ну а годы Советской власти окончательно искоренили древние традиции казачества. И теперь образ настоящего казака остался лишь в легендах да песнях
А ВОТ УЖЕ НАШИ ДНИ
Вчера мне дозвонился казак из Кавминвод. Он был при начале войны в Южной Осетии и рассказал про эпизод, который видел своими глазами и это видели другие свидетели. Когда они были в районе Джавы, ехали на машинах в сторону туннеля, на них стали пикировать два грузинских самолете-штурмовика.
Володя уверяет, что один казак повторил эпизод из моего романа «Княжий остров», когда старец сбил молитвой немецкий самолет.
Казак воздел руки к небу и стал читать вслух молитву, не боясь штурмовиков и, не убегая в укрытие. ВДРУГ ОДИН САМОЛЕТ ВЗОРВАЛСЯ, по свидетельству очевидцев к нему не было следа ракеты, а второй отвернул от пикирования и ушел.
Это вполне вероятный случай! Владеющий Казачьим Спасом Хранитель мне рассказывал, как во время Отечественной войны, два казака-характерника выходили к железнодорожной станции, идущей на Сталинград и, сбивали немецкие бомбардировщики особой казачьей молитвой. Допекли немцев до того, что более налетов на эту узловую станцию не было. Они кроме этого легко укрывали станцию грозовыми тучами или снежным бураном. Наводили морок на немецких летчиков такой, что они сталкивались в небе м падали.
При беседе с характерником, он подтвердил, что это вполне возможно… Так что эпизод в небе Осетии это только пробы Казачьего Спаса… Вспомните, как Саакашвили глянул на небо и кинулся убегать сломя голову от своей охраны… Он увидел дьявольскую, похожую на волчью пасть, пожирающую его… Можете у него самого спросить.
А ВОТ СНОВА ИСТОРИЯ
Мир народных приданий и легенд, удивителен и загадочен, ведь он донес до нас образы происходящего во время стародавних. Герои многих больших битв и огромных походов, ушли в никуда, сгинули бесследно. Но тем ни менее, народ помнит о своих героях, и рассказывает, передает историю, естественно немного приукрашая и приверая ее.
Предания переходят по наследству, от отцов к детям, передаются устно, а многие и записываются.
Так и казачество стало легендой и сказанием, ведь нет больше практически ничего, что связывало бы настоящее с тем прошлым, которое ассоциируется с днепровскими порогами с Сечью, с волнами Каховского моря. Но слава и память о героях нашей родины не умерла, она сохранилась и до наших дней, эти волшебные и прекрасные сказания о казаках и их жизни, о их традиционных танцах, одеянии, и самое главное о их незабываемых подвигах, о верности, и бесстрашие.
Рассказывают о том, что многие казаки умели сон на врагов навевать, и туман насылать, говорить из воды сухим голосом, выходить из воды в сухих одеждах, а из пламени в мокрых, видеть предателей и вражеские мысли читать.
Стоит отметить, что основная часть легенд и преданий была записана на Украине только в девятнадцатом веке, хотя первые упоминания о легендах встречаются во многих летописях, которые относятся к первой половине шестнадцатого века. Историк Папроцкий, смог удачно описать достаточно неудачный поход гетмана Самуила Зборовского в Молдавию, который происходил в 1583 году, и смог привести довольно достоверные сведения. Возле турецкой крепости в Днепре во время сложных переговоров с огромной делегацией. Один казак не смог себя сдержать и выстрелил в татарина. Конечно, гетман был очень возмущен таким поведением, и хотел предать виновного казни, но этому помешало многочисленное войско, которые с огромным усердием защищало своего товарища. Ведь именно он мог заговаривать вражеские пули и мог сделать безвредными их не только для себя, но и для всего своего отряда, в котором находился, называли его «характерником».
А еще раньше Мартин Бельский описал битву Ивана Подковы, с молдавским господарем. Он упоминает, что среди его войска был казак, который умел заговаривать вражеские пули. Конечно, все это кажется достаточно сказочным и не реальным, но многие действительно верят в существование сил, которые помогали казакам противостоять врагам, иначе как объяснить многочисленные победы, небольшим войском.
Что же значит «характерник» (от греческого character — отличительная черта) ? Это значит, что у человека есть какие-то необычные сверхъестественными возможности, и соответственно выделялись среди общей массы. Хотя часто бывало и иначе, общая народная молитва, могла иметь огромную силу и ей тоже приписали чудодейственные качества казачества.
Знаменитый кошевой атаман Иван Серник, считался характерником, потому что его войско практические не знало поражения, и ему действительно удавалось выходить из воды сухим, образно или действительно, это не столь важно. Предание донесло много имен таких уникальных казаков, которые совсем не упоминаются в документах, но хотя, как нам кажется, казаки с такими способностями действительно существовали.
Иногда характерников, называли магами, колдунами и вещунами, они действительно многое могли и пули заговорить, и тумане на врага навести и главное мысли вражеские прочитать и в свою пользу пустить.
Конечно, самой яркой чертой таких казаков, была неуязвимость от пуль и от сабель, благодаря такому сказочному свойству чародей и попали в поле интересов польских историков. Многие сильно верили в эти способности, и спустя несколько столетий легенды ходили в селах, и многие даже были записаны.
Д.И. Яворницкий в своём сборнике «Запорожье в остатках старины и преданиях народа» (1888г.) пишет из народных уст про запорожцев: «А як вийдуть на вiйну, то iх б`ють кулями, а вони собi й байдуже: пазухи порозставляють i збирають туди кулi. «Та ну бий!» — кричить кошовий хлопцевi, а сам i без пiстоля i без рушницi стоiть. «Пiдожди, батьку, наберу куль та тодi i пострiляю.» В другой легенде про кошевого Сирка говорится: «Сiрко — це кошовий такий. Вiн такий був, що дещо знав. Оце бувало вийде iз куреня та й гука на свого хлопця: «Ану, хлопче, вiзьми пiстоль, стань там та стрiляй менi в руку!» Той хлопець вiзьме пiстоль та тiльки — бух! — йому в руку. А вiн вiзьме в руку кулю, здаве ii та назад i кине. Вони, тi запорожцi, всi були знайовитi…»
Народ издавна верит в то, что молитвами можно заговорить все, что угодно, и беду и несчастье от себя отвадить, и счастливую долю найти. Конечно, исходников таких молитв в настоящее время не существует, просто не дошло, не уцелело, но представление о таком сказочном явлении можно получить прочитав книгу И.Сахарова «Сказания русского народа»
Во многих заговорах, которые использовали казаки, они обращаются к каменному мужу или красной девице, как они своим делом красуются и заговаривают, что бы пули не пришли и стрелы не долетели и т.д.
Желали, что бы тело было сильнее, а одежда стала каменной, от которой могли и пули отскакивать, что бы оружие поражало врага.
Такие, и подобные тексты сохранились, но как правильно ими пользоваться, как их читать, не знает никто. Умели раньше казаки использовать свои возможности на благо своей родины.
Так же, народные сказания приписывают казакам возможность наводить на врагов туман.
Я.П.Новицкий приводит легенду про битву турков с русским войском, на помощь которому приходит запорожский галдовник: «Запорожець пiдняв руки i пiймав ядро. «Ось бач, каже, який гостинець! Ну тепер, каже, глянь на острiв: шо там?» Глянув царь, аж турок сам себе руба, сам на себе пiдняв руку i пiшов потоптом. Пiднялась велика курява, а потiм стихло. «Дивись тепер» — каже запорожець. Глянув царь, аж нема нi одного живого турка, порубали самi себе…»
Многие предания указывают на то, что многие казаки видели будущее, «Там запорожцi бились з татарами… Як iх сила, то вони покладуть усiх до одного, нi одного не випустять. А як несила, то вони зроблять або рiчку, або лiс, такий лiс, що його нi пройти, нi проiхати. Та тодi тi — татарва, то що наткнуться, подивляться, а воно рiчка або лiс, та й назад. А пiсля як роздивляться, а воно того нема нiчого. Отакi були тi запорожцi.» Такие совсем уж сказочные предания тем не менее были очень популярны в народной среде, особенно часто встречающийся мотив о том, как хитрый запорожец отводит врагам очи и они не могут его ни связать, ни заковать в цепи. Подобный сюжет появляется и на страницах романа «Чорна рада» Пантелеймона Кулиша, известного писателя и этнографа: «Да й згадав, як у старого Хмельницького сидiв у глибцi такий, що ману напускав. «Що ви, — каже, — що мене стережете? Як схочу, то лиха встережете мене! Ось зав`яжiть мене в мiшок.» Зав`язали його да й притягли за трямки, аж вiн йде з-за дверей: «А що, вражi дiти! Встерегли?»
Если верить многочисленным преданиям, то казаки могли иметь так же отличную способность оборотничества. Они могли превращаться в волков. Некоторые писатели описывают силу таких возможностей превращения. » Тодi зiскочив з коня, дав його другому козаковi, а сам кувирдь — та й зробився хортом i побiг до татар… Як стали тi татари вiдпочивати, то той хорт поробив iм так, що вони всi поснули. Тодi вiн назад до козакiв та знову кувирдь — i зробився чоловiком!».
Хортиця, являлась центом язычества, и многие считают, что казачество там появилась совсем не случайно.
С культурой превращения в волка связано и умение галдовников при помощи зеркал видит замыслы врагов. Многие казаки умели исцелять при помощи молитв, кроме того только один казак занимался кашеварством, при этом читал молитвы, которые изгоняли напасти им приносили удачу.
Вот что пишет про них С.Н.Сергеев-Ценский: «Это были вообще серьезного склада люди, дававшие обет безбрачия и строго державшие этот обет, почитавшие свое кашеварство настолько святым занятием, что не давали казакам даже уголька из костра запалить люльку, когда варился борщ. Костру, впрочем, они придавали и лекарственное значение и неизменно зажигали его тогда, когда оказывался среди казаков раненный черкесской пулей или шашкой».
Приготовление пищи считалось особым знахарским занятием, которое сопровождалось чтением молитв и заговоров, обрядовым разжиганием костра и набратием воды из колодца.
Знахарство и кашеварство тесно связанны в культуре казачества. Применение трав так же относят к характерникам, при помощи многих трав отыскивали клады, открывали замки, травы были необходимы в борьбе с нечистой силой и чертовщиной, при помощи трав изгонялись злые ведьмы. Все эти свойства и умения тесно переплелись между собой и приписывались именно к характерникам.
Много бытует преданий, но стоит отметить придание о Иване Сирко, он является огромной личностью в истории. Говорят, что он родился на свет сразу с зубами, и как только баба повитуха его поднесла к столу, он схватил пирог и съел его.
Сами же казаки верили своему атаману и считали, что он действительно обладает уникальными возможностями.
Известны в преданиях и другие исторические личности, такие как Семен Палий, Григорий Сагайдачный, батько Харко (Захарий Чепига), казак Кравчина — все они также считались характерниками.
Многое рассказывают о запорожский казаках. Говорили, что они могли даже уплыть на нарисованной лодке, нырнуть в стакан воды и вынырнуть в реке или море. Все сказки исказили облик настоящего казака
Точно по этому поводу выразился Андриан Кащенко: «Как человек с разумом и необычным везением, то люди и считают его характерником… Умные были запорожцы, умудренные во всем, духом и волей сильные, вот и достигали того, что нам заказано. И только-то!»
По мотивам статьи Мискина Р.В.
МАКСИМ ДРАГУНОВ
Комментарии