Художник Виктор Корольков. Спасение от мора.
На картине «Спасение от мора» показан обряд опахивания Коровьей смерти (Чернойлечейки, Чёрной Немочи) — злого существа, несущего погибель всему крестьянскому стаду, которое живет в народном воображении и доныне.
КОРОВЬЯ СМЕРТЬ — Злое существо, несущее погибель всему крестьянскому стаду, живет в народном воображении и доныне.
Коровья смерть — дух смерти рогатого скота.
ДРУГИЕ ИМЕНА: Черная лечейка, Чёрная Немочь. Скорей всего, это была Сибирская Язва
РОДОСЛОВНАЯ: Дочь Мары и Кощея-Чернобога.
**********
ВНЕШНИЙ ВИД: Является оно в образе безобразной, злобной старухи, у которой, вдобавок ко всей ее уродливости, руки с граблями.
ПОЯВЛЕНИЕ: По старинному поверью, она никогда сама в село не приходит, а непременно завозится или заносится прохожим-проезжим человеком или местной ведьмой.
КАК УЗНАТЬ ВЕДЬМУ: Чтобы узнать ведьму, которая занесла Коровью Смерть, сначала добывают трением живой огонь: на большой камень кладут кусок сухого дерева, и двое начинают тереть по дереву канатом, пока оно не загорится. Всех женщин заставляют прыгать через камень, и та, что откажется прыгать через живой огонь, — и есть ведьма.
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ: Пытаясь оберечься от беды, деревенские женщины совершают по осени древний таинственный обряд опахивания деревни.
Накануне с вечера обегает все дворы старуха-повещалка, созывающая баб на заранее обусловленное дело. Те, кто был согласен идти за нею, умывали руки, вытирая их полотенцем, принесенным повещалкою. Мужики (от мала до велика) должны были во время свершения обряда сидеть по избам и не выходить, чтобы избежать беды великой.
Наконец наступал заветный час — полночь.
Баба-повещалка в надетой поверх шубы рубахе выходила к околице и била-колотила в сковороду. На шум собирались одна за другою женщины — с ухватами, кочергами, помелами, косами, серпами, а то и просто с увесистыми дубинами в руках. Скотина давно вся была заперта крепко-накрепко по хлевам, собаки — на привязи. К околице притаскивалась соха, в которую и запрягали повешалку. Зажигались пучки лучины, и начиналось шествие вокруг деревни. Она троекратно опахивалась межевою бороздою. Для устрашения чудища, способного, по словам сведущих в подобных делах людей, проглатывать коров целыми десятками сразу, в это время производился страшный шум: кто чем и во что горазд, причем произносились различные заклинания и пелись особые, приуроченные к случаю песни.
Если при опахивании попадалось навстречу какое-нибудь животное, или, храни бог, человек, на него накидывались всей толпой, всячески терзали и старались прогнать подальше. Поверье гласило, что облик того встречного существа принимала сама Коровья Смерть.
В этом обряде опахивания деревни сохранились отголоски глубочайшей древности — матриархата, а также неискоренимая вера в то, что женщинам подвластны потусторонние силы.
ЧЕРНАЯ ЛЕЧЕЙКА
Ехал с мельницы мужик поздней вечерней порою. Плетется обочь дороги старуха и просит:
— Подвези, милок, до деревни.
— А ты кто, бабушка?
— Лечеика, родимый, коров лечу.
— Да где ж ты лечила?
— Была в деревне Истоминой, да вот беда — все коровы там переколели. Мужику бы погнать ее, а он глуповат был — посадил на воз и двинулся дальше. Приблизившись к околице, оборачивается к старухе:
— Тебя к которому дому доставить? — А на возу уже и нет никого, только вдали черная собака промелькнула.
Поехал мужик к себе домой, а наутро узнал, что за ночь в деревне пало уже три коровы, а остальные захворали. Не лечейку он привез, а саму Коровью Смерть!
ЗАКЛИНАНИЕ
Смерть ты, Коровья Смерть!
Выходи из нашего села,
Из закутья, из двора!
Мы тебя огнем сожжем,
Кочергой загребем,
Помелом заметем,
И пеплом забьем!
Не ходи в наше село,
Чур наших коровушек,
Чур наших буренушек!
ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ: На Агафью-Коровницу (18 февраля) коровья смерть ходит.
В ЛИТЕРАТУРЕ: Под конец появилась ленивая бабка-коровница, обычно ленящаяся ходить сама и тайком катающаяся на телегах от деревни к деревне. Она сунула вперед руки-грабли, согнула их к себе и принялась старательно облизывать., Александр ПРОЗОРОВ: ЦАРСКАЯ ДЫБА
ОБРЯД ОПАХИВАНИЯ: По случаю падежа скота или для предотвращения его существовал во многих местах России обряд опахивания деревни: собирались ночью скрытно все бабы в одних рубахах, с распущенными волосами, брали в руки кто дубину, кто косу, на вдову надевали хомут без шлеи, запрягали её в соху и гурьбой обходили деревню. Во время опахивания выкрикивали: «Смерть, смерть коровья — не губи нашу скотину; мы зароем тебя с кошкой, собакой и кочетом в землю!»
В ЛИТЕРАТУРЕ: Вот, к примеру, бабы, когда коровью смерть от селища отгоняют, очень грозно в посуду стучат. И угроза эта не пустая – попадись им кто, кого они за коровью смерть примут, враз убьют! Е.Красницкий и др, Женское оружие
Этой ночью Коровью Смерть будут гнать из деревни. Надо держать ухо востро. Мало ли. Опытные мужи не ошиблись. В середине ночи со стороны деревни долетел яростный крик женщины — Славомир тотчас посмотрел на меня и сказал, мол, с таким только рвать косу разлучнице, — и следом поднялся неистовый шум, визг, железный звон серпов и сковород. М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.
Комментарии